Южно-Уральский государственный университет продолжает активную работу по созданию и развитию партнерской сети центров «Институт Пушкина» в Китае. Координатор проекта на территории КНР, специалист по учебно-методической работе центра «Институт Пушкина» ЮУрГУ Татьяна Белоглазова рассказала о том, какие мероприятия проводятся в вузах-партнерах ЮУрГУ.
— Пожалуйста, расскажите, каковы основные цели и задачи работы по развитию партнерской сети центров «Институт Пушкина» в Китае?
— Главная цель проекта — популяризация русского языка на международной арене. Россия поддерживает давние партнерские отношения с Китайской Народной Республикой. «Выходя» в пространство Китая, мы не только поддерживаем русский язык, но и более подробно знакомим носителей китайской культуры с культурой и особенностями России, создавая положительный образ нашей страны. Также работа по созданию и развитию партнерской сети центров «Институт Пушкина» ЮУрГУ способствует повышению качества преподавания русского языка как иностранного в Китае. Это имеет особую значимость для студентов, носителей китайского языка.
В задачи Центра «Институт Пушкина» ЮУрГУ в рамках развития партнерской сети входит проведение различных мероприятий, направленных на популяризацию русского языка. Эта работа отчасти связана со спецификой Южно-Уральского государственного университета в области Индустрии 4.0. Особое внимание уделяется применению дистанционных технологий. В таком формате проводится много мероприятий —мастер-классы, конкурсы, вебинары, курсы повышения квалификации.
— В каких мероприятиях студенты и преподаватели из Китая могут принять участие дистанционно уже сейчас? В чем их значимость?
— В настоящее время проходит первый тур Международной онлайн-олимпиады по русскому языку как иностранному. Она проводится дистанционно, студенты из Китая регистрируются и приступают к первой части, в которой проверяются знания русского языка и русской культуры. Во втором туре предусмотрены два направления на выбор: «Русский язык и российская история» и «Цифровые технологии» (русский язык в сфере цифровых технологий). Многие студенты очень интересуются олимпиадой, потому что это хорошая возможность оценить свои знания.
Центром «Институт Пушкина» ЮУрГУ проводится фотоконкурс «Россия и Китай: язык – народ – культура». Между Россией и Китаем идет активное взаимодействие, и студент может показать отражение этой интеграции в каком-либо аспекте, например, в культурном, политическом и любом другом.
Также носители китайского языка могут принять участие в конкурсе инфографики в сфере цифровых технологий. Студентам нужно выбрать какое-либо понятие на русском языке, связанное с информационными технологиями, перевести его на китайский язык и объяснить. Также нужно привести несколько предложений на русском языке с использованием этого слова и сделать инфографику с использованием изображений, цифр и т.д. Это более сложная и творческая работа, которая требует дополнительных знаний в сфере информационных технологий.
Для коллег из Китая, которые преподают русский язык как иностранный, совсем недавно был запущен курс повышения квалификации «Создание авторского электронного курса по русскому языку как иностранному». Помимо изучения методики русского языка как иностранного слушатели курса создадут фрагмент электронного курса, посвященный определенной теме, например, категории рода имен существительных. Созданные участниками фрагменты авторского курса будут принимать участие в конкурсе проектов. Мероприятия интересны коллегам из Китая, которые преподают русский язык как иностранный или ведут дисциплины на русском языке. На вебинарах и мастер-классах преподаватель, являющийся носителем русского языка, может помочь скорректировать произношение студентов, отработать «проблемные» звуки, порекомендовать какие-либо задания. У наших преподавателей русского языка как иностранного очень большой опыт в этом направлении, центр «Институт Пушкина» ЮУрГУ несколько лет проводит курсы повышения квалификации у педагогов в вузах КНР.
— Расскажите, пожалуйста, о работе непосредственно в Китайской Народной Республике. Как она проходит?
— Я провожу мероприятия в высших учебных заведениях Китая, которые входят в партнерскую сеть центров «Институт Пушкина» ЮУрГУ. В частности, совсем недавно мной была проведена встреча с китайскими студентами факультета русского языка в Тяньцзиньском университете иностранных языков. Они узнали о развитии информационных технологий в обучении русскому языку, а также познакомились с мероприятиями центра «Институт Пушкина» ЮУрГУ.
Также в вузе-партнере мною был проведен конкурс каллиграфии среди студентов Китая, которые учат русский язык более одного года. Они получили специальные бланки, на которых они должны проверить навыки каллиграфии и выполнить задания на знание азбуки. Благодаря участию в конкурсе студент лучше понимает, что развитие русского языка — это длительный исторический процесс. Материалы уже проверяются сотрудниками центра «Институт Пушкина».
— Как Вы оцениваете реакцию студентов, которые приняли участие в мероприятиях центра «Институт Пушкина»?
— Студенты реагируют очень положительно, потому что мероприятия во многом творческие, они помогают в изучении русского языка и культуры. Также за участие и победу в конкурсах и олимпиаде они получают призы и грамоты.
— Легко ли было Вам адаптироваться к работе в совершенно ином культурном пространстве? Что способствовало быстрой адаптации?
— Конечно, Азия — это совершенно особенная среда. Люди в Китае очень открытые и душевные, они всегда готовы помочь. В то же время кому-то они могут показаться шумными или даже невежливыми, но это совсем не так — просто у них другой менталитет, другие традиции, и к этому нужно быть готовым. Эта страна очень богата культурно и духовно, и когда приезжаешь сюда, поражаешься ее глубине. В плане коммуникации с носителями китайского языка у меня не возникло каких-либо трудностей, потому что я училась в Южно-Уральском государственном университете по специальности «Зарубежное регионоведение. Азиатские исследования» и приняла участие в программе обмена студентами. Я провела один год в Хейхейском университете, в программу входило обучение у китайских преподавателей, языковая практика с китайскими студентами и написание курсовых по нескольким дисциплинам. Соответственно, это дало мне очень хорошую языковую базу.
— Что в ближайших планах центра «Институт Пушкина» ЮУрГУ в рамках проекта?
— В ближайших планах проведение мастер-классов по фонетике в Тяньцзиньском университете иностранных языков. Он пройдет в ноябре, специалист центра «Институт Пушкина» ЮУрГУ представит методику, которая будет обсуждаться с преподавателями. Также запланированы вебинары по различным тематикам, второй тур Международной онлайн-олимпиады и другие дистанционные мероприятия. В следующем году как в России, так и в Китае при участии центра «Институт Пушкина» ЮУрГУ будет проводиться Тотальный диктант, а также День русской культуры и другие различные мероприятия.
Справочно:
Работа выполняется в рамках проекта «Создание и развитие сети (не менее 8) центров «Институт Пушкина» в КНР на базе организаций, ведущих обучение на русском языке» в рамках реализации мероприятия «Субсидии на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка» основного мероприятия «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку».