В Южно-Уральском государственном университете завершилась программа повышения квалификации для педагогов, обучающих детей-мигрантов.
Программа «Современные практики обучения детей-мигрантов» была подготовлена для педагогов, обучающих детей из ближнего и дальнего зарубежья на русском языке. Слушателями стали сотрудники центров открытого образования, волонтерских организаций, учителя общеобразовательных школ, преподаватели – всего 143 человека. Обучение проходило в течение трех недель в очном и дистанционном форматах.
«Сегодня мы вручали лично удостоверения участникам из Челябинской области, тем, кто смог приехать. Но вообще география проекта оказалось широкой, дистанционно обучались преподаватели русского языка из разных регионов и даже из-за рубежа. У нас было три большие группы из Узбекистана, Киргизии и Китая, участники из Благовещенска, Новосибирска, Пскова, Санкт-Петербурга, Тюмени, Республики Северная Осетия-Алания и других территорий нашей страны. Поскольку часовые пояса разные, мы сохраняли лекции в записи, и участники смотрели их в удобное для них время, потом выполняли задания», – рассказала менеджер электронного курса, инспектор Центра тестирования и языковой подготовки ЮУрГУ Мария Прокопенко.
16 декабря состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы обучения детей-мигрантов на русском языке». Участники круглого стола обсуждали трудности академической и социокультурной адаптации детей-мигрантов, делились опытом в обучении такой категории учащихся; поднимали проблемы, требующие взаимодействия разных организаций и совместных решений. В этот день слушателям, досрочно окончившим обучение по программе, вручили удостоверения о повышении квалификации.
«Хочется выразить слова благодарности организаторам и преподавательскому составу программы. Те вопросы, которые мы задавали перед началом обучения на семинаре, полностью нашли отражение в содержании курса, – отмечает участник программы, педагог школы № 6 Ольга Бахтина. – Эта программа – уникальная возможность представить свой опыт коллегам, услышать, как работают другие педагоги, взять на заметку что-то для себя. Например, меня заинтересовала музейная практика, также раньше я даже не задумывалась, что при обучении русскому языку как неродному можно использовать математику!»
Обучение для участников программы было бесплатным. Программа реализована в рамках проекта«Совершенствование кадрового потенциала работников образовательных организаций, в том числе центров открытого образования, путем трансляции лучших практик обучения детей-мигрантов на русском языке» на средства гранта Министерства просвещения Российской Федерации, выигранного вузом. Теперь программа войдет в состав курсов Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ, будет курироваться кафедрой «Русский язык как иностранный» и проводиться на регулярной основе.
«На этом наше общение с педагогами не заканчивается, мы всегда открыты для общения. Благодарю вас за ваш благородный труд, – обратилась к участникам заведующий кафедрой “Русский язык как иностранный” Елена Харченко. – Задачей круглого стола и всей нашей программы было объединение усилий, чтобы при обсуждении темы обучения детей-мигрантов у нас как можно реже появлялось слово “проблема” и чтобы мы видели возможности для развития в этом вопросе».
По словам начальника отдела науки и высшего образования министерства образования и науки Челябинской области Елены Качановой, программа, проведенная ЮУрГУ, сегодня как никогда актуальна, ведь с каждым годом увеличивается число иностранных граждан в регионе, в том числе в образовательных учреждениях.
«В школах растет количество детей-мигрантов, встает вопрос по адаптации и преодолению языковых и социокультурных барьеров у таких учеников, – говорит Елена Качанова. – Надо сказать, что в области наработана определенная практика по работе с данной категорией ребят, здесь хочется сказать об учителях челябинской школы № 6, которые давно занимаются этими вопросами, готовят методические пособия по теме. Огромный труд проделали коллеги из ЮУрГУ, мы надеемся, что общими усилиями мы добьемся больших результатов».