В Южно-Уральском государственном университете состоялось вручение удостоверений о завершении курса повышения квалификации «Создание авторского электронного курса по русскому языку как иностранному». Это совместная разработка двух подразделений ЮУрГУ: Института лингвистики и международных коммуникаций и Института открытого и дистанционного образования.
Курс повышения квалификации является частью проекта по созданию центров «Институт Пушкина» ЮУрГУ в рамках гранта Министерства просвещения РФ. Он предназначался преподавателям-практикам из Китая, желающим использовать современные методики обучения русскому языку как иностранному, и проводился дистанционно в течение шести недель (48 ч.).
«В курсе повышения квалификации принимали участие разные слушатели. Совсем недавно удостоверения о прохождении курса получили преподаватели из вузов-партнеров ЮУрГУ, расположенных в Китае, – Пекинского университета языка и культуры, Тяньцзиньского университета иностранных языков и Шэньянского технологического университета. Сегодня мы вручаем удостоверения китайским выпускникам кафедры русского языка как иностранного, которые закончили программу магистратуры «Филология» и на основании диплома о высшем образовании они могут повысить квалификацию по использованию электронных ресурсов для преподавателей РКИ», – рассказала руководитель НОКЦ «Институт Пушкина» ЮУрГУ, доцент кафедры русского языка как иностранного ИЛиМК Ядвига Березовская.
Этот курс был создан в связи с тем, что в настоящее время в мире все большее распространение получает смешанное образование, в котором используются очные и дистанционные формы обучения студентов. Эта тенденция актуальна и в области русского языка как иностранного – преподаватели РКИ не только ведут лекции, но и разрабатывают часть своего электронного курса, по которому их студенты могут заниматься удаленно. Уникальность программы в том, что она позволяет изучить специфику использования электронных курсов именно в преподавании русского языка как иностранного.
«Создание электронного курса в области РКИ иногда вызывает затруднение у преподавателей, потому что это особый вид деятельности, требующий новых компетенций. Учитывая эту потребность, в том числе и у китайских партнеров, мы разработали такой курс совместно с коллективом Института открытого и дистанционного образования. Это была очень интересная работа для нас, и нынешний выпуск слушателей стал для нас первым. Они его апробировали, дали свою оценку, и мы сделали выводы по совершенствованию курса и развитию этого направления деятельности в целом», – отметила преподаватель курса, доцент кафедры РКИ Елена Доронина.
В первой части курса слушатели изучали методику преподавания русского языка как иностранного с использованием современных технологий. Вторая часть программы, разработанная под руководством заместителя директора ИОДО Ольги Елагиной, была рассчитана на освоение технологии создания электронного курса. Обучающиеся узнали, какой должна быть структура курса, а также разработали фрагмент собственного электронного курса.
Представители кафедры русского языка как иностранного вручили слушателям из Китая удостоверения о повышении квалификации, которые позволят им в дальнейшем эффективно использовать электронные технологии в обучении студентов. По словам участников курса, занятия также позволили усовершенствовать владение русским языком.
«Для меня большой вопрос – это владение русским языком, и я надеялся улучшить свои навыки с помощью курса. В рамках программы я смотрел обучающие видео по Интернету, отвечал на вопросы и многое другое. В видеоуроках давалась информация, как изучать русский язык. Особенно мне запомнились видео по русской грамматике, например, употребление глаголов совершенного и несовершенного вида. Раньше для меня сложность представляли глаголы движения, потому что в китайском языке нет такого разнообразия глаголов. Преподаватели дали мне много важной информации», – поделился впечатлениями от прохождения курса выпускник Института лингвистики и международных коммуникаций Ян Цзинь.
Организаторы проекта также выразили уверенность в том, что курс будет реализовываться в следующем учебном году.