Научно-образовательный и координационный центр «Институт Пушкина» Южно-Уральского государственного университета продолжает проводить мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и культуры на территории Китайской Народной Республики. В рамках работы Центра доцент кафедры русского языка как иностранного
Мастер-класс был посвящен методике формирования слухопроизносительных навыков и обучению произношению «трудных» звуков в русском языке. Среди слушателей были студенты и преподаватели из Китая. Также выразили желание принять участие в мероприятии и российские коллеги, которые прибыли в Тяньцзиньский университет иностранных языков на Международную научную конференцию «Лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике».
Елена Доронина рассказала об актуальности мастер-класса для носителей китайского языка и преподавателей русского языка как иностранного:
«Эти вопросы являются одними из самых сложных в методике преподавания русского языка, поскольку русский и китайский языки имеют серьезные отличия с точки зрения артикуляционной базы. Формирование правильного произношения —длительный процесс, который требует систематической работы. Кроме того, для этого необходим индивидуальный подход к студентам, поскольку в китайском языке много диалектов, и отклонения от русского произношения могут быть у некоторых студентов весьма специфичными. Иногда у преподавателей нет возможности организовать индивидуальную работу, к тому же зачастую у самих обучающихся недостаточно мотивации к совершенствованию владения иностранным языком, однако это крайне важно как для профессиональной деятельности, так и для личной коммуникации».
Участникам мастер-класса были показаны наиболее эффективные приемы и методы, позволяющие мотивировать студентов к самосовершенствованию. В ходе занятия представитель центра «Институт Пушкина» ЮУрГУ продемонстрировала видеоматериалы, которые эффективно применяются в процессе обучения иностранных студентов в Южно-Уральском государственном университете. Преподаватели обсудили специфику использования сопроводительного курса фонетики в методике преподавания РКИ, а также его отличия от вводно-фонетического и коррекционного курсов.
В работе со студентами из Китая были проиллюстрированы основные принципы обучения русской фонетике с использованием игровых элементов. Во время мастер-класса студенты научились правильному произношению звука [р], который является одним из наиболее труднопроизносимых для носителей китайского языка. Участники отметили высокую заинтересованность обучающихся в процессе работы.
«Обычно китайские студенты в общении с незнакомым человеком ведут себя очень сдержанно, и в начале занятия они просто внимательно слушали, не вступая в активную коммуникацию. Но в процессе мастер-класса реакция была все более живой — студенты начали задавать вопросы, просить поработать с раздаточным материалом, демонстрируя положительную реакцию и интерес к обсуждаемой теме. Преподаватели из Китая, в свою очередь, рассказали, что многие приемы, продемонстрированные во время мастер-класса, были для них новыми. Это важная оценка для кафедры русского языка как иностранного ЮУрГУ, поскольку мы находимся в постоянном методическом поиске и на таких встречах стараемся дать действительно работающие методы, пропущенные через наш опыт преподавания», — прокомментировала Елена Геннадьевна.
Помимо мастер-класса, во время пребывания в Тяньцзиньском университете иностранных языков Елена Доронина выступила с докладом на пленарном заседании «Учет лингвокультурных ценностей при обучении чтению художественного текста в курсе русского языка как иностранного» и получила сертификат участника Международной научной конференции «Лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике».
Отметим, мастер-классы проводятся в рамках Плана мероприятий по поддержке русского языка и образования на русском языке, на реализацию которого Южно-Уральский государственный университет получил субсидию в 2018 г. Работа выполняется в рамках проекта «Создание и развитие сети (не менее 8) центров «Институт Пушкина» в КНР на базе организаций, ведущих обучение на русском языке» в рамках реализации мероприятия «Субсидии на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка» основного мероприятия «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку».