Научно-образовательный и координационный центр "Институт Пушкина"

Научно-образовательный и координационный центр «Институт Пушкина»

Одним из важных направлений развития Южно-Уральского государственного университета является расширение границ международного сотрудничества. В связи с этим в 2014 г. по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в университете был открыт научно-образовательный и координационный центр
«Институт Пушкина».

Основными задачами центра «Институт Пушкина» являются:

1. Формирование сети научно-образовательного и координационного центра по поддержке русского языка и образования на русском языке.

Центр «Институт Пушкина» осуществляет работу по созданию партнерской сети на базе вузов-партнеров, ведущих обучение на русском языке. Целью проекта является продвижение русского языка в мировом образовательном пространстве, формирование положительного образа нашей страны и повышение ее международного авторитета. Партнерская сеть “Институт Пушкина”, формируемая ЮУрГУ на базе китайских образовательных организаций, имеет собственную специфику. Она отражает особенности вуза, вписываясь в стратегию развития университета, которая связана с внедрением информационных технологий в образование и науку.

2. Организация и проведение курсов повышения квалификации (в том числе в дистанционном формате) преподавателей русского языка и преподавателей-предметников, ведущих обучение на русском языке за рубежом.

С 2014 по 2018 гг. в рамках функционирования центра «Институт Пушкина» были проведены очно-заочные курсы повышения квалификации и мастер-классы преподавателей-русистов и преподавателей-предметников из Китая и Казахстана. В частности, в трех образовательных организациях Китая (Харбинский педагогический университет, Хэйхэйский университет, Железнодорожный профессионально-технический колледж в городе Чжэнчжоу) обучение прошли 192 человека.

В рамках деятельности центра проводится ряд мероприятий, направленных на выявление лучших образовательных практик, укрепление международного сотрудничества в области преподавания русского языка как иностранного, повышения престижа преподавателя РКИ на рынке образования. В ходе вебинаров по методике преподавания русского языка как иностранного обсуждаются методики формирования коммуникативной компетентности обучающихся, происходит поиск наиболее эффективных приемов организации занятий по обучению продуктивным видам речевой деятельности. Круглые столы с привлечением как начинающих, так и опытных преподавателей РКИ, обеспечивает интересную и плодотворную дискуссию и обмен опытом российских и зарубежных преподавателей РКИ.

3. Разработка и развитие образовательных ресурсов для дистанционного обучения иностранных граждан на русском языке с элементами виртуальной реальности и игровыми формами.

В рамках деятельности центра разработана роботизированная диалоговая система, включающая: 1) программу работы виртуального кабинета с системой обработки речевых образцов; 2) массовые открытые онлайн-курсы; 3) программу функционирования антропоморфного робота. Данный комплекс ориентирован на носителей китайского и арабского языков. Над созданием комплекса по фонетике для иностранных учащихся работают коллективы сотрудников кафедры русского языка как иностранного, кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения Института лингвистики и международных коммуникаций, Института открытого и дистанционного образования, кафедры информационно-измерительной техники Высшей школы электроники и компьютерных наук. Созданные продукты проходят апробацию в вузах-партнерах в КНР.

За время проекта создана база данных «Речевые образцы», содержащая 39 тысяч аудиофайлов, получено 4 свидетельства о государственной регистрации.

4. Участие в организации и проведении олимпиад, иных творческих конкурсов по знанию русского языка и культуры, в том числе с использованием дистанционных технологий.

В рамках проекта проводится ряд мероприятий, которые должны вызвать разносторонний интерес к русскому языку и русской культуре у студентов и школьников. Конкурсы носят не только обучающий, но и развлекательный характер, в процессе подготовки и выполнения заданий учащиеся имеют возможность больше узнать о трудных вопросах русского языка, погрузиться в русскую культуру, открыть для себя тайны русской каллиграфии.

Конкурсы:

  1. Конкурс проектов по популяризации русского языка;
  2. Конкурс русской каллиграфии;
  3. Видеоконкурс русской песни;
  4. Олимпиада по русскому языку и русской культуре;
  5. Мастер-классы по русской фонетике для студентов вузов.

В 2015 г. центр «Институт Пушкина», совместно с кафедрой русского языка как иностранного, Институтом открытого и дистанционного образования подготовил и провел конкурс эссе «Русский язык и обучение в России. Что это значит для моей карьеры?». По итогам конкурса был издан сборник лучших творческих работ участников.

Одним из мероприятий является проведение международной интернет-олимпиады по русскому языку и русской культуре. В 2018 г. году планируется включить блоки по разным областям не только гуманитарных, но и технических наук, следуя стратегии развития университета.

5. Участие в организации и проведении просветительских мероприятий и акций: дни русского языка и российского образования; международные форумы и обмены, выставки, конгрессы.

Уже традиционным стало участие в ЮУрГУ в международной акции «Тотальный диктант». В 2016 г. в ЮУрГУ сотрудниками центра «Институт Пушкина» впервые в Челябинске была организована специальная площадка для иностранных участников. Интерес к данному мероприятию в этом году проявили не только иностранные граждане нашего города (по числу иностранцев в 2018 г. Челябинск занял 3-е место по России), но иностранные учащиеся из вузов-партнеров.