Благодаря развитию современных технологий все больше желающих изучать иностранные языки дистанционно. Ученые Южно-Уральского государственного университета разработали инновационную роботизированную диалоговую систему для изучения русского языка иностранцами, которая позволяет освоить его «с нуля» из любой точки мира.
Русский язык как иностранный в ЮУрГУ
Сегодня в Южно-Уральском государственном университете около 2000 иностранных студентов из 48 стран мира обучаются по различным специальностям и направлениям. Для них здесь созданы максимально комфортные условия для проживания и обучения, а также для изучения русского языка и русской культуры.
«Наш университет уже 4 года плодотворно сотрудничает с Институтом русского языка им. А.С. Пушкина. В рамках программы сотрудничества мы занимаемся популяризацией русского языка, культуры и литературы в России и за рубежом, а также развитием и укреплением партнерских связей межвузовского и международного характера. Наша задача состоит в том, чтобы любой желающий во всем мире при наличии программного обеспечения мог бы с нуля научиться правильно говорить по-русски», – рассказывает Елена Харченко, заведующий кафедрой «Русский язык как иностранный», доктор филологических наук, профессор.
Один из проектов – «Разработка роботизированной диалоговой системы для изучения русского языка различными целевыми аудиториями с последующим использованием в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском» разрабатывается совместно c кафедрой «Информационно-измерительная техника» Высшей школы электроники и компьютерных наук, которая отвечает за программное обеспечение, и Институтом лингвистики и международных коммуникаций, отвечающим за методику и контент.
Новейшее программное обеспечение
В ходе совместной работы ученых и преподавателей ЮУрГУ была подготовлена база речевых образцов носителей русского языка, к которой применили методы анализа по аналогии с измерительной техникой и техникой управления. В результате ученые создали и запатентовали роботизированную систему, включающую 3 программы ЭВМ и 1 базу данных.
«Программа анализа речевых образцов позволяет с правильных эталонных образцов выявить характерные формализованные признаки. Филологи дают экспертную оценку, которую мы сопоставляем с полученными раннее формализованными признаками. Полученные данные позволили создать программу-тренажер для изучающих русский язык», – поясняет Дмитрий Кацай.
Фото: Дмитрий Кацай и Татьяна Исупова
Перед учеными ЮУрГУ была поставлена сложная задача – сформировать базу как правильного, так и неправильного произношения. В ходе кропотливой работы была создана фонетическая картотека с эталонным произношением на русском языке, понятная арабам и китайцам. Она включает речевые образцы носителей арабского и китайского языков, имеющих национальные особенности произношения. Объем картотеки – 39000 звуковых файла, которые используются в упражнениях и в роботизированной диалоговой системе.
«Нашей командой уже разработаны и записаны 4 национально-ориентированных открытых курса по фонетике (вводно-фонетический и коррекционный) для носителей арабского и китайского языков. Всего 110 уроков, продолжительность от 6 до 12 минут с субтитрами на арабском и китайском языках. И полученные результаты говорят о том, что со временем можно будет расширить количество языков, носители которых смогут в дальнейшем также пользоваться данной системой обучения», – уверен ученый ЮУрГУ.
Робот Ваня и макет речевого аппарата на занятиях
Проект предполагает разработку и внедрение уникальной методики, позволяющей обеспечить поддержку и развитие русского языка. С этой целью ученые Южно-Уральского государственного университета создали макет речевого аппарата с применением 3D-технологий, аналогов которому еще нет. Кроме того для изучения русского языка успешно используется робот-ассистент Ваня – программно-аппаратный комплекс, оснащенный системой распознавания речи и генерирования ответов на русском языке.
«Студенты положительно реагируют на такие дополнительные средства, которые используются при изучении языка. Робот Ваня с легкостью снимает напряжение и помогает преодолеть психологический барьер», – отмечает аспирант Татьяна Исупова, отвечающая за программирование робота.
В будущем ученые планируют расширить работу, используя нейронные сети, и уже намечены пути повышения степени распознаваемости речевых образцов. Основные достижения изложены в серии научных публикаций, в том числе опубликованы 3 статьи в высокорейтинговых научных журналах, индексируемых в базе Web of Science.